Форум » Все о пуговицах » Пуговки литые, петельки витые… » Ответить

Пуговки литые, петельки витые…

Шико: Бытующее выражение «прост, как пуговица», вызывающее в сознании образ пластикового кружочка с дырочками, представляется нам не совсем корректным. Судьба обычной пуговицы в истории русского декоративно-прикладного искусства, особенно ювелирного дела, в корне опровергает такое представление о пуговице. Предлагаемый экскурс, освещающий некоторые этапы бытования пуговицы в истории русского костюма XV–XVII веков, тому подтверждение. Известно, что ювелирные украшения традиционно принято разделять на две группы: предметы, служащие только для украшения, и предметы, сочетающие эстетическое и утилитарное значение. Ко вторым относятся, например, различные заколки, пряжки, застежки, в том числе и пуговицы. «Пуговица, пугвица, пуговка — это кружечек, шарик, шляпка с ушком, пришивается к одежде, застегивается на петлю». Так определяет значение слова «пуговица» В. Даль. Пуговицы были важным элементом древнерусской одежды. В XV–XVII столетиях их изготавливали из различных материалов. Если это была крестьянская одежда или одежда посадского человека, то пуговицы делали оловянные, медные, иногда серебряные. Величавые, с длинными рукавами наряды знати украшали золотые, серебряные или сделанные из драгоценных камней пуговицы. Нередко они декорировались жемчугом, эмалью и чернью. Применение нарядных пуговиц в сочетании с другими украшениями, такими как нагрудное «алое», «образцы» из жемчуга, «кружево» из золотых пластинок, запон с эмалью и драгоценными камнями, «ожерелье» (драгоценный воротник, скрепляемый пуговицами), и великолепными тканями, создавало впечатление неземной роскоши русского двора. Пуговицы бережно хранили, передавали по наследству, дарили, многократно использовали, перенося с обветшалых одежд на новые. Но пуговиц для пышного царского двора требовалось так много, что пуговичные мастера, или «пуговичники», Серебряной и Золотой палат Кремля не справлялись с работой, и пуговицы приходилось закупать на вес в Серебряном ряду столицы. «Пуга, пужка» — таково, как утверждает Владимир Даль, старинное название тупого конца яйца, или пятки. Интересно, как это древнерусское слово перекликается с наиболее часто применяемой формой пуговиц XV–XVII столетий. В этот период пуговицы были весьма разнообразны по форме, размеру, а также технике изготовления. Пуговицы делали в виде стилизованных плодов шарообразной, миндалевидной, грушевидной формы, в виде многогранной бусины. Нередко пуговица представляла собой сосновую или еловую шишку. Но наиболее распространенной была яйцевидная форма. Поверхность драгоценной пуговицы украшалась орнаментом, многоцветной эмалью, сканью, зернью, чеканными розетками с вставками бирюзы, камней, стекла, жемчуга. Виды орнаментов, как растительных, так и геометрических, поражают своим разнообразием: ромбы, треугольники, прямые и ломаные линии, кружочки, кресты, звезды, точки, листья, стебли, завитки, чешуйки, цветки. Размеры старинных пуговиц в зависимости от предназначения весьма разнились и колебались от горошины до крупного яйца (6–7,5 см от петли до навершия). На конце такой пуговицы могли быть и пирамидки из зерни, бусины в высоких гнездах, нередко там укрепляли вставки (жемчуг, драгоценные камни, стекло), что делало пуговицу еще более массивной. Кстати, родственным слову «пуговица» лингвисты считают понятие «пуговина» (возвышение, холм, горб). Различное назначение объясняет и многообразие названий пуговиц: «опашневые», «однорядочные», «кафтанные». Крепились пуговицы на петли в виде гладкого или рубчатого колечка. Интересно, что нарядные пуговицы нашивали и на головные уборы, используя их как драгоценное украшение, причем числом немалым. Для самых парадных одежд знати предназначались особые пуговицы, сделанные из крупных сверленых драгоценных камней. Стоимость таких пуговиц существенно превышала стоимость самой одежды. Ведь количество пуговиц на парадных нарядах русской знати этого периода было значительным, оно колебалось от девяти до двадцати четырех. Наиболее часто на шубы и кафтаны прикрепляли одиннадцать пуговиц, хотя сохранились сведения об украшении царских нарядов более чем шестью десятками золотых пуговиц. Во второй половине XVII века мода на пуговицы меняется: чеканные и сканные пуговицы в костюме знати уступают место гладким пуговицам. Одновременно появляются алмазные и обтянутые шелком — «обтяжные» пуговки. Западноевропейское платье, введенное в России указом Петра I в 1700 году, окончательно вытесняет привычную пуговицу, сменив ее на пуговицу небольшого размера и сдержанного декора. Старая пуговица, правда, почти без изменений сохраняется до конца XVIII века в костюме купеческого, мещанского и крестьянского сословий. Однако эпоха пуговичного роскошества заканчивается. Россия стоит на пороге Петровских реформ, уходит в прошлое боярская Русь, а вместе с ней уходит и византийская пышность массивных, тяжелых одежд, украшенных десятками драгоценных пуговиц — истинных миниатюрных шедевров русского ювелирного искусства. Стремительной и куртуазный XVIII век с его кружевными воротниками и декольтированными красавицами не нуждается в драгоценной пуговичной броне.

Ответов - 2

Шико: О магической роли пуговиц. История русской пуговицы Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Так пуговицы превращались в обереги. Среди различных видов оберегов - вышивка, камни, бусы, магические изображения и т.д. - широко использовались и «шумящие» украшения, например, колокольчики, помещавшиеся на воротнике или на специальной цепочке. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в виде "кулака обезьяны" и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции — ни что иное, как отголосок старинных магических мотивов. Магическая природа определялась двумя способами: рисунками (узорами т.п.) на пуговице, и формой (например, форма яйца или жёлудя считается символом плодородия). По представлениям наших предков, ворот одежды - очень важная деталь в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми для нечистой силы оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отпугивать от владельцев одежды злых духов. Действительно, весьма частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки», украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречаются символы солнца — спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля Совершенно удивительную историю, связанную с магическими пуговицами, приводит академик Б.А.Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». В онежской былине «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче», записанной в конце ХIХ столетия, говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, с помощью которых он призывал своих магических помощников – «зверей рыкучих» «птиц клевучих»: А молодой боярин Дюк Степанович Стал плёточкой по пуговкам поваживать, Пуговкой о пуговку позванивать. Как от пуговки было да до пуговки, Налетели тут птицы клевучие, Наскакали тут звери рыкучие... Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева. Характерно также наличие украшений у самих пуговиц (в виде кисточек). Пуговицы. Серебро, эмаль. XVI-XVII вв. Вера в мистические способности пуговицы была жива в народе еще в относительно недавнее время. В 1931 г. лондонская газета Sunday Time публикует статью «Пуговица убитого царя», где сообщается, что в Уфимской губернии чекистами арестован крестьянин, владевший «магической пуговицей», будто бы принадлежавшей Николаю II. Крестьянин лечил царской пуговицей всех уфимских больных. По его словам, за неделю до убийства царя в Екатеринбурге пуговица была подарена ему красноармейцем, стоявшим в карауле у дома Ипатьева. Лекарь уверял наивных башкир, что пуговица наделена чудодейственной силой; достаточно приложить ее к больному месту, чтобы вылечиться. Самое удивительное то, что башкиры действительно выздоравливали... "Пуговица" в русском языке близко соотносится со словами "пугать", "пугало", "пугач". Возможно, это связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей. Также существует название "пугалка", которое, по данным словаря Даля, долго сохранялось в некоторых русских диалектах (так назывался колокольчик, помещавшийся на воротнике или на специальной цепочке). Пуговицы со столовых царских кафтанов В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определённое число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее (стёганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники). В дальнейшем обозначающая роль пуговиц весьма развилась - и в царские, и в советские, и в наши времена форменные пуговицы профессиональных, военных, образовательных учреждений рассказывают о принадлежности носителя.

Шико: Оловянные и медные пуговицы-гирьки (XVIII в., Россия) из музея инноваций



полная версия страницы