Форум » Металлопластика » НАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗКИ 19-нач.20вв. » Ответить

НАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗКИ 19-нач.20вв.

валерий к: Подобные образки попадались хоть раз каждому поисковику. Они есть на месте любой распаханной деревни, есть они на усадьбах, у разрушенных церквей, да и просто на деревенских огородах. Большинство поздних образков имеют овальную форму, высотой до 30мм., изготовлены из медного сплава. У них очень маленькая толщина и "низкий" рельеф рисунка, поэтому погибают они в земле очень быстро (см. верхний ряд). Оглавие чаще всего делалось в виде тонкого плоского ушка и почти никогда не сохраняется. Из 18 найденных в прошлом сезоне образков оглавие было лишь у трех. Удивляет небрежность изготовления некоторых образков. Так например на образке "Преподобный Варлаам" (слева в среднем ряду) на лицевой стороне имя Святого "ВАрлаам", а на оборотной "ВОрлаам". И это не единичный случай. Но иногда встречаются образки отличающиеся очень качественной, "тонкой" работой (нижний ряд). Правда эти образки найдены не в деревнях - серебряный - "Черниговская Божья Матерь" в усадьбе, а "Св. Николай" и "Св. Георгий" на месте дома священника". Видимо, это все же не "крестьянские" образки. По моему мнению, соотношение медных и серебряных образков примерно 10 к 1. Большие встречаются еще реже, чем серебряные. Чаще всего удается найти образки с изображеним Божией Матери, это и не удивительно. Известно как глубоко почиталась Она всегда в России. Нередки и сюжеты из жития Господа: "Вход в Иерусалим", "Сошествие в ад" и другие. Неоднократно встречались: "Св. мученица Параскева Пятница", "Св. Сергий", "Св. Николай". Некоторые образки имеют изображение Святых на обеих сторонах. Например "Божия Матерь Черниговская" и "Феодосий Черниговский", "Божия Матерь Владимирская" и "Св. Тихон". На других на оборотной стороне можно увидеть крест, или обращение к Святому: "Преподобный отче Ворлаам моли Бога о нас". Интересен образок "Вход Господень в Иерусалим" (справа в среднем ряду). В нем много необычного: оглавие, форма, толщина, обработка обратной стороны. Оказалось, что это "самоделка" - образок выпилен из створки складня. Вот такими разными бывают эти "обычные" образки.

Ответов - 21

валерий к: «МОРСКОЙ» ОБРАЗОК В сентябре 2005 года мне довелось вести поиск на месте, где до революции располагалась небольшая дворянская усадьба. Одной из первых находок стал нательный образок с изображением святого великомученика Пантелеймона. Находка приятная, но ничего необычного в ней нет. Затем на месте усадьбы стали попадаться морские форменные пуговицы. Всего в первый день я нашел их пять штук. Святой Пантелеймон известен не только как целитель, но и как один из покровителей Российского флота. Одна из первых в России «морских» церквей была освещена именно в честь святого великомученика Пантелеймона. Она была устроена в 1718 г. по указу Петра I при Партикулярной верфи гребных судов. Церковь была полотняной, а 2 сентября 1722 г. состоялось освещение деревянной церкви. Этот храм был особенно любим военными моряками, т.к. именно в день святого Пантелеймона русский флот одержал победы при Гангуте и Гренгаме. Почитаема среди моряков была и Пантелеймоновская церковь, построенная в 1735 – 1739 г.г. по проекту архитектора И.К. Коробова. В начале ХХ в. в этой церкви хранились ценные иконы петровских времен и коллекция старинных рукописных книг. Но вернемся к образку. Судя по многочисленным находкам форменных пуговиц, владельцем усадьбы в конце XIX – начале ХХ в.в. мог быть офицер Российского военного флота, которому и принадлежал образок. По-видимому, образок носили много лет, т.к. внутренняя сторона его совершенно стерта. Может быть, образок этот спас своего владельца от французской пули на бастионах Севастополя или уберег его от японской шимозы в огне Цусимы. Но все это только фантазии… Описание образка. Образок овальной формы. Изготовлен из медного сплава. Высота 38 мм. Оглавие утрачено. Лицевая сторона. В центре фигура святого великомученика Пантелеймона - молодой человек, одетый в плащ и тунику, держит в левой руке открытую шкатулку с лекарствами. По краю образка круговая надпись «Обр. свят. великомученика и целителя Пантелеймона». Над головой святого маленький четырехконечный крест. Оборотная сторона. На этой стороне изображение практически не сохранилось. По аналогии с другими сходными образками можно предположить, что здесь был четырехконечный крест с трехчастным завершением лопастей, в который вписаны монограммы: ЦС (Царь Славы) – на верхней оконечности, ИС и ХС – на боковых оконечностях.

Der Reiter: Подкажите пожалуйсто как можно у вас на форуме фотки выложить?

валерий к: Проще простого. "Ответ", или "новая тема", строка под заголовком - выбирай: "картинка из интернета", "картинка с компьютера" и т.д. Наводишь стрелку - все напишет...


валерий к: Ну, по такому фото вряд ли можно что-то сказать категорично. Размер, оборот, материал? Да и лучше бы скан. Очень предположительно: образок (створка?), с изображением херувима (?), оловянистая бронза (?), 12-14вв. (?). Будет оборот, размер и т.д. - можно будет точнее говорить.

Der Reiter: Материал Билон! размер 15 коп СССР толщина 2-3 мм

Шико: Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361-363). Наряду с другими воинами он был послан преследовать и убивать христиан. Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, - освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. В 363 году гонитель был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости. Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе. Обретенные его мощи были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.

Шико:

DimaRu:

валерий к:

Шико:

Шико: Богородица Пустынская

валерий к: Образок с изображением Богоматери Пустынской весьма и весьма интересный и более чем редкий. До этого я такого вообще не встречал, т.к. икона эта - местночтимая. А образки с местночтимыми иконами изготавливали нечасто. Более распространено другое именование этой иконы - "Патриаршая икона". Эта древняя икона до большевистского мятежа находилась в Пустынском монастыре, расположенном в 8 верстах от города Мстиславля Могилевской губернии. В летописях этого монастыря сохранился следующий рассказ о Патриаршей иконе. Однажды один из владетельных князей мстиславских, по имени Симеон, живший в первой половине XII века, заболел глазами. Потеряв всякую надежду на помощь врачей, его лечивших, он обратился к Небесной Царице и долго молился о своем исцелении. И вот во сне он увидел благообразного старца, который, обратившись к нему, сказал: Если ты желаешь исцелиться от своей слепоты, то иди в пустынь, умойся водой из находящегося там источника, и получишь желаемое прозрение. Князь Симеон пробудился от сна и стал расспрашивать, где находится пустынь с протекающим в ней источником. Его расспросы долго не имели успеха, пока, наконец, не нашелся один старец, который согласился провести князя на то место, где теперь находится в обители источник. Благочестивый Симеон с верой и молитвой омыл свои глаза, и к нему точтас же вернулось зрение. Когда он с благодарностью возвел свои очи к небу, то увидел сияющую благодатным светом икону Божией Матери, стоявшую в ветвях тенистого липового дерева, росшего над источником. Князь, глубоко сознавая, что своим исцелением он всецело обязан милости Пречистой Богоматери, в благодарность за полученную милость приказал на месте своего прозрения соорудить часовню, а впоследствии основал иноческую обитель. Здесь, перед Патриаршей иконой, в течение целого ряда веков совершались многочисленные исцеления от различных болезней. Эти чудесные события привлекали в Пустынский монастырь множество богомольцев: шли сюда и православные, шли и католики, и лютеране; шли они из ближайших поселений, но часто — и из очень отдаленных местностей. Древние акты и грамоты называют Успенскую Пустынскую обитель «монастырем Св. Пречистой в Пустынках» или «домом Пресвятыя Богородицы». Знатные лица Мстиславского княжества очень часто поддерживали своими пожертвованиями существование этой обители и вообще отличались особым усердием к Патриаршей иконе Богоматери. В дореволюционных документах Патриаршия икона Богородицы описывалась так: "На этом образе Богоматерь изображена склонившей Свою голову к Сыну, который приник к Ее ланите. Изображение поясное. Икона украшена серебряной с позолотой ризой с камнями и имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину. Она помещена в киоте, за правым клиросом, в соборной монастырской церкви".

Шико:

валерий к: Образки с изображением Федоровской иконы Пресвятой Девы не редкость. Но 90% из них несут дату "1613-1913 гг." - т.е., изготовлены в 1913 г. в честь трехсотлетия династии Романовых. Но данный образок изготовлен, вероятно, в 1896 г., в честь коронации императора Николая (14 (26) мая 1896 года). Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Уже в начале XII в. икона находилась в часовне у города Китежа. Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович построил на месте часовни монастырь, названный Городецким по близ лежащему городу Городцу. Князь Георгий погиб в битве на реке Сити, и великим князем стал его брат Ярослав Всеволодович. От него икона и стала называться Федоровской, т.к. великого князя в крещении звали Федор, в честь святого Федора Стратилата. Князь Ярослав-Феодор в 1239 г. перенес мощи брата из Ростова в Успенский собор Владимира. А иконой Богоматери Федоровской благословил своего сына святого князя Александра Невского на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 г. в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Именно этой иконой инокиня Марфа благословила в 1613 г. своего сына Михаила Романова на царство. Марфа подвела сына к находившейся в монастыре Федоровской иконе, благословила и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». В память этого события установлен праздник иконы 14 марта (по с.с.). Михаил Феодорович взял с собой в Москву список с иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Царь всю жизнь очень чтил Федоровскую икону. В 1636 г. по указанию государя на образе поновили живопись и богато его украсили. Костромскому собору царь Михаил даровал большие льготы, велел отчислять из таможенных костромских доходов семь пудов воска на неугасимую свечу пред иконой. Кроме того, костромское духовенство получило указание служить молебны пред иконой, а воеводы были обязаны на крестные ходы наряжать для торжественности стрельцов и пушкарей. Чудоворный образ Богоматери Федоровской сохранился до наших дней. Сейчас икона находится в костромском Богоявленском монастыре.

Шико:

валерий к: Москва. Мастерская Василия Васильевича Осетрова. 1908-1917 гг.

Шико:

валерий к: Богоматерь Умиление Серафимо-Дивеевское...

Шико: Казанская? Варвара...

iv:

валерий к: А что, собственно, интересует? Все написано - Пресвятая Богородица Иверская и Поклонение Кресту "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Начало ХХ в. А точнее по месту, времени изготовления и мастеру можно сказать только по качественным МАКРО фото клейм.



полная версия страницы