Форум » Металлопластика » ЕЩЕ ОДИН ВИД ПРАВОСЛАВНОЙ МЕТАЛЛОПЛАСТИКИ » Ответить

ЕЩЕ ОДИН ВИД ПРАВОСЛАВНОЙ МЕТАЛЛОПЛАСТИКИ

валерий к: Иногда можно встретить еще один вид православной металлопластики - это накладки на церковные книги. Чаще всего это "медальоны" и наугольники с изображениями четырех евангелистов, или их символов. Эти накладки крепились на обложку Евангелия. Евангелисты - последователи Иисуса Христа,авторы Нового Завета , в котором рассказывается о Его земной жизни, распятии и воскресении. Евангелий написано много, но Церковь приняла лишь четыре. Т.к. согласно пророчеству Иезекиля (книга 1), Господь явился на колеснице с четырьмя херувимами. Первый имел облик человека. Человек стал символом евангелиста Матфея. Матфей был первым иконописцем, а свое повествование начал с родословной Иисуса Христа.Второй херувим был подобен льву. Лев стал символом евангелиста Марка. В его Евангелие включены речи Иоанна Предтечи, глас которого был подобен рыканию льва. Вол (телец) стал символом евангелиста Луки. Лука дал описание священника Захарии, в обязанности которого входило жертвоприношение вола (заклание тельца). Евангелист Иоанн провозглашал божественность Иисуса Христа. Его дальнозоркость сравнима с зоркостью орла. Орел и стал его символом. Символы Евангелистов признаны как Православной, так и католической церковью. На накладках, а так же на нательных крестах можно встретить изображение Евангелистов вместе с их символами. а так же и одни символы (т.н. тетраморф). Кроме того, каждый из Евангелистов олицетворяет собой один из элементов, способствовавших воплощению Господа. Марк - огонь, Иоанн - вода, Лука - земля, Матфей - воздух.

Ответов - 4

DOC: Видел вариант, где медальоны с евангелистами распологались по углам, а центральный медальон был со Спасителем .

валерий к: Это и есть тетраморф. Обложка Евангелия, или нательный крест - по углам евангелисты (или их символы) в центре Спаситель.

валерий к: СКЛАДНИ Весьма распространенной находкой на месте деревень являются складни, а вернее отдельные створки, т.к. целый складень – находка достаточно редкая. В среднем, с хорошо «выхаженной» деревни можно собрать минимум 3-4 створки. Складни были нескольких видов: нательные, нагрудные и киотные (поставные). Они представляли собой «походные иконостасы», их брали в походы, в путешествия, на богомолье. Вот, что писал Павел Алеппский в 17в.: «у всех ратников на груди имеется красивый образ в виде тройного складня, с которым он не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему». Складни изготовленные до начала 18в. встречаются нечасто. Они, в основном, были небольшого размера, с подвижным оглавием, и предназначались для «нательного ношения». Лишь в 18в. складни получили широкое распространение, т.к. старообрядческие (в основном Выговские) литейные мастерские наладили их массовый выпуск. По свидетельству заведующей отделом декоративно-прикладного искусства музея имени Андрея Рублева С.В.Гнутовой наибольшее распространение в 18-нач. 20вв. имели три типа складней. 1. Двустворчатые складни. Основные сюжеты: -Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение. -Деисус, Ангел-Хранитель, Никола-Чудотворец. 2. Трехстворчатые складни. Основные сюжеты: -Деисус – в центре образ Христа, ему предстоят в молении справа - Божия Матерь, слева – Иоанн Предтеча, иногда сверху изображали архангелов Михаила и Гавриила. -Деисус с избранными святыми. В среднике у них был Деисус, а на каждой из створок по три святых. Чаще всего на них изображались: на левой створке Иоанн Богослов, Никола Чудотворец и митрополит Филипп, на правой створке Ангел- хранитель и Зосима и Савватий Соловецкие. -Избранные из Двунадесятых праздников. -Двунадесятые праздники. -Распятие Христово, Ветхозаветная Троица, Богоматерь Знамение. -Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. 3.Четырехстворчатые т.н. «большие праздничные» складни. На таких складнях створы обычно имели вверху килевидное завершение. -На трех створках обычно было изображение Двунадесятых праздников, а на четвертой местночтимые иконы Богоматери с избранными святыми. Складни этих типов в основном выпускались Выговскими мастерскими и отличались высоким качеством изображения и отливок .Другие старообрядческие мастерские производили множество различных видов складней, но ни по количеству, ни по качеству они не могли сравнится с Выговскими. Складни часто покрывались эмалями. Цвет эмали так же имеет свою символику. Белый цвет на иконах и православной пластике означает восстановление Спасителем утраченного Рая. Синий – цвет Божественной непостижимости, вечности, истины и откровения. Часто этим цветом выделяли Голгофский крест. Голубой означает целомудрие и покаяние. Зеленый – цвет весны и растительности. Он означает победу над смертью и вечную жизнь, дарованную Спасителем. Так же он символизирует Христа и Крест, как Древо Жизни. Красные – цвет небесного огня и животворного тепла. Как цвет крови является так же символом Жертвы и Пасхи. Желтый – олицетворяет золото. Черный символизирует скорбь и отречение от мира (одежды монахов). Черный смешанный с синим означает глубокую тайну, с зеленым – старость. На фото: слева - Сретение Господне, в центре - Богоматерь Всех Скорбящих Радость, справа - Моление Иконы Божией Матери.


валерий к: Левая створка: Вход Господень в Иерусалим, Сретение Господне. На среднике - Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Правая створка: Сошествие во ад, Вознесение Господне.



полная версия страницы