Форум » Металлопластика » средник медного складня из рязанской области » Ответить

средник медного складня из рязанской области

obol: Добрый день! может ли кто-нибудь помочь в "опознании" крайнего справа святого Над головами святых хорошо читается: ЗОСИМЪ, НИКОЛА, МАКАРЕ, дальше непонятно:похоже на ОНТИП, но как-то не очень похоже... И может ли Зосима быть без Савватия? Найден в Рязанской области Спасибо

Ответов - 5

obol: надпись в увеличенном виде

валерий к: 1. А какой Зосима? Их ведь несколько. Например, есть Зосима преподобный Ворбозомский, есть Зосима - основатель Сестринского Волоколамского монастыря, так его обычно с Адрианом изображают, ну и, естественно - Соловецкий... 2. В смысле - "похоже на Онтип, но не очень похоже"? Да и какой именно Онтип (Антип)? Врядли здесь изображен Антипа Валаамский, т.к. умер он в 1882г. А мощи обретены в 1991г. Остается только священномученик Антипа епископ Пергамский...

obol: Большое спасибо вам за ответ! Дело в том, что "обретение" иконки имеет свою историю. Она найдена во дворе моего деревенского дома. Прапрадеда моего звали Макар, он 1844 года рождения. Иконка вполне может датироваться серединой 19 века. Один из святых — Макарий (часто ли этого святого изображали на подобных иконках - не знаю). Насколько мне известно, подобные иконки использовались при крещении младенцев, особенно у старообрядцев (есть основания предполагать, что мои предки тайно или явно придерживались "старой" веры), поэтому, возникло предположение, что иконка как-то связана с моим предком. Вполне возможно, что все это - фантазия, но тогда - ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЛСЯ "подбор" святых на подобных иконках? С Николой Чудотворцем понятно - его чтимость на Руси огромна, но почему такое предпочтение Антипу Пергамскому? ( из вашего текста на форуме видно, что он очень популярен). И если Зосима Соловецкий дольше других противился реформе Никона, и за то был чтим старообрядцами, то Зосима Ворбозомский скорее "местный" белозерский святой? Буду очень благодарен, если Вы поможете мне разобраться в этих вопросах.


валерий к: С очень большой долей вероятности складень - 18 век. Хотя конечно, могли "по старым образцам" изготовить и в 19 в. Тем более, что в конце 19в. началась "мода на старину", снова стали делать даже "змеевики". Практически вся меднолитая пластика в России выпускалась общинами старообрядцев. И жили они совершенно свободно - таиться было в 19 в. незачем А вот чем определялся выбор святых - действительно интересный вопрос. Иконы с определенными святыми, написанные на заказ - вещь распространенная и известная. Давали мастеру заказ - имена членов семьи и вперед... Вполне мог человек, имея средства, заказать и складень. Вот, кстати, однотипный складень в сборе (крепление боковых створок только другое) - Средник - Спас на прес толе, Предстоящие - Богоматерь и Иоанн Предтеча. Нижний ряд - Зосима и Савватий Соловецкие, Николай Чудотворец и Леонтий Ростовский. На Вашей створке надпись нечеткая, толи непролив металла, толи еще что... Чистить надо... Прорисовка дает примерно след. - ОНТПIИ. Антипа у нас был действительно "популярен" и в меднолитой пластике встречается нередко, потому как "помогал от зубной боли".

obol: Валерий! По присланным Вами изображениям Антипа, совершенно ясно, что на иконке - именно он - клиновидная борода, кудри. Что касается надписи "ОНТИПЪ", то , при большом увеличении видно, что из-за недостатка места, оконечное "Ъ" там вставлено внутрь "П" – этот прием я и раньше видел в иконах. Спасибо, всего доброго!



полная версия страницы