Форум » Все о Ниве » Вторая молодость «НИВЫ» (с) » Ответить

Вторая молодость «НИВЫ» (с)

Шико: Когда в Тольятти отмечали 30-летие с начала выпуска LADA 4х4, создатель легендарного внедорожника Петр Прусов сказал: «Сегодня, спустя 30 лет с начала производства «Нивы», я, конечно, испытываю гордость за свою работу. Но одновременно чувствую легкую грусть, ведь автомобиль – не коньяк, который с возрастом становится лучше…» Но, несмотря на солидный возраст модели, потребительский интерес к LADA 4х4 не утихает до сих пор, ведь бездорожье никто не отменял, особенно в России. Поэтому, когда вазовскому «джипу» стукнуло 30, на автозаводе было принято решение – обновить автомобиль. О том, как легенда российского автопрома получила вторую молодость, рассказал директор проекта «LADA 4х4 М» Владимир Губа. У «Нивы» - особенная судьба… - Не секрет, что Волжский автозавод, создавая внедорожник ВАЗ-2123, планировал, что эта модель заменит старую «Ниву». И даже когда наша разработка была передана американцам, контрактом предусматривалось прекращение выпуска первого поколения наших «джипов». На «Дженерал-Моторс» считали, что «Шеви Нива» и ВАЗ-21214 станут конкурентами. Но это предположение не подтвердилось: слишком велик ценовой разрыв. А спрос на вазовский трехдверный вездеход сохранился и более того, возрос. Оказалось, что ниша комфортабельных вездеходов делится на подниши. Людям, для которых более важны функциональные свойства, больше подходит LADA 4х4, а те, кому важен комфорт и имиджевая составляющая, предпочитают «Шеви Ниву». Исходя из этого, мы спокойно выпускали LADA 4х4 и не предпринимали существенной модернизации, кроме того, что ввели новую дверь задка и заднюю светотехнику, перешли на выпуск инжекторного двигателя, внедрили дополнительное оборудование, в частности гидроусилитель руля. Также мы модернизировали автомобиль с целью выполнения европейских требований по безопасности и экологичности. К 2007 году руководству предприятия стало ясно, что LADA 4х4 существенно «обогнала» российские нормы по безопасности и экологичности и в принципе может производиться до 2012 – 2015 годов. Благо спрос на внедорожник сохраняется. Тем не менее этот потребительский интерес надо поддерживать, а перспективные российские законодательные предписания все же требуют ряда изменений в конструкции. Поэтому был поставлен вопрос о возможном проведении модернизации LADA 4х4. В мае 2007 года на совещании у президента ООО «ГРУППА АВТОВАЗ» Владимира Артякова были рассмотрены наши предложения и принято решение об открытии проекта по модернизации автомобиля LADA 4х4. Соответствовать требованиям законов - При разработке модернизированной LADA 4х4 преследовалось несколько целей. Первая – выполнение перспективных законодательных предписаний, введение которых было намечено на 2009 – 2010 годы. Нам потребовалась модернизация заднего сиденья, с тем чтобы выполнить грядущие требования по удержанию груза в багажнике в случае аварии. Была усилена спинка сидений и улучшен механизм ее фиксации. Заодно мы внедрили крепления детских сидений ISOFIX. С целью выполнения правила №64 для обновленной LADA 4х4 предусмотрены иные наружные зеркала, лучшие как по обзорности, так и по дизайну. На первом этапе модернизации LADA 4х4 мы предусмотрели зеркала с наружной регулировкой, затем автомобиль получает механизм настройки зеркала из салона. В программу модернизации LADA 4х4 были заложены и мероприятия по выполнению ужесточающихся российских требований по внутреннему шуму. Повышение технического уровня и надежности - это второе направление обновления легендарного внедорожника. При модернизации LADA 4х4 мы, наконец, решились на введение сцепления увеличенной размерности – 215 мм вместо 200 мм. Такое сцепление уже было освоено и поставлялось для «Шеви Нивы» фирмой Valeo. То есть речь шла не об освоении оригинальной детали, а об увеличении объемов поставок. Новое сцепление обладает повышенным ресурсом: 110 – 120 тысяч километров вместо 70 – 80 тысяч. Исключается вибрация при трогании автомобиля, снижается нагрузка на педали, улучшается информативность. Также LADA 4х4 избавилась от шума муфты сцепления. Водяной насос двигателя получил улучшенное уплотнение подшипника. Это конструктивное решение тоже было в свое время отработано на варианте двигателя для «Шеви Нивы». На LADA 4х4 М применена бессливная топливная магистраль с регулятором давления в баке. Такая схема уже не первый год используется на переднеприводных автомобилях LADA. Это дает экономию количества трубок, шлангов. Заодно топливный фильтр был перенесен из подкапотного пространства ближе к баку. В двигателе обновленного внедорожника применены уплотнения с герметизирующим валиком. Дополнительный слой эластомера типа силикона придает прокладке больше эластичности и при повышенной шероховатости сохраняет уплотняющие свойства. Новые прокладки позволяют повысить надежность двигателя, снизить уровень течей при существующем качестве производства. После многолетней эксплуатации автомобиля не потребуется дополнительной протяжки точек крепления, а в случае ремонта демонтаж прокладок будет облегчен – впоследствии автолюбители это наверняка оценят. Значительное количество нововведений получила раздаточная коробка. Здесь мы ввели жидкие прокладки между корпусом и крышкой. Это привело к улучшению уплотнения и снижению течей. Для уменьшения вероятности течей раздатки при избыточном давлении масла был введен новый сапун открытого типа. Также с целью повышения надежности в раздаточную коробку введены сдвоенные подшипники выходных валов. Новые подшипники не так восприимчивы к нагрузке из-за биения карданных валов. Соответственно уменьшается вероятность возникновения люфта валов и течей масла, а также снижается шум в трансмиссии. С внедрением сдвоенных подшипников было произведено соответствующее изменение корпуса раздаточной коробки. Параллельно мы проработали вариант применения измененных сальников на хвостовиках валов. Дополнительная кромка этого сальника защищает две основные кромки от попадания пыли и грязи. Еще одно серьезное нововведение в ходовой части – появление распорной втулки между подшипниками ступицы передней подвески. Схема сборки этого узла такова, что подшипники устанавливаются по скользящей посадке. И при некоторых условиях нагрузки и сочетания допусков в размерах детали получается, что ступице становится легче скользить по внутренней обойме подшипника, чем проворачивать подшипник, особенно при загустевшей в мороз смазке. Это приводило к износу и повышенному люфту подшипника. Введение распорной втулки позволяет зажать подшипники по торцам ступицы и обеспечить нужный натяг даже при появлении износа. Мы провели дорожные испытания, и за 90 тысяч километров не потребовалась регулировка подшипников ступицы, натяг в узле и рабочий зазор сохранились. Таким образом, ходимость ступицы увеличилась в 3 – 4 раза. Модернизированная LADA 4х4 имеет особенности и в подвеске. Были усилены кронштейны передних амортизаторов, оптимизировано их положение и изменен ход. Это сделано для того, чтобы при пробоях подвески исключить передачу усилия через «замкнутый» амортизатор. Передняя подвеска получила новые сайлент-блоки. На прежнем внедорожнике случалось ослабление затяжки оси рычага, что вызывало скрипы сайлент-блоков. Новые сайлент-блоки изготавливаются не методом запрессовки, а вулканизации, кроме того, в них увеличено содержание резины. Это повысило надежность, а также снизило передачу вибраций от дороги. Новые сайлент-блоки появились вкупе с осью нижнего рычага увеличенного на 2 мм диаметра – это позволило исключить вероятность изгиба при предельных нагрузках. Повышение потребительских свойств и обновление дизайна - Помимо измененной конструкции сцепления, модернизированная LADA 4х4 получила привод сцепления с рабочим цилиндром «Шеви-Нивы». Это обеспечивает уменьшение свободного хода педали, снижает усилие на педали сцепления и повышает информативность. Повысят удобство управления автомобилем и безопасность новые элементы в тормозной системе. Это вакуумный усилитель увеличенной размерности, аналогичный тому, что применяется на LADA KALINA, а также алюминиевый главный тормозной цилиндр увеличенной размерности. В ходе модернизации LADA 4х4 была пересмотрена кинематика передней подвески. За счет использования более длинного рычага типа ВАЗ-2123 удалось получить два преимущества: улучшены кинематические показатели и упругие характеристики подвески, а сами детали (нижний рычаг, поворотный рычаг и рулевые тяги) унифицированы с моделью совместного предприятия. При обновлении вазовского внедорожника мы применили вертикальную установку задних амортизаторов. На ВАЗ-21214 они располагались, как на ВАЗ-2101: под большим наклоном. А в таком случае эффективность амортизаторов существенно ниже, чем при вертикальной установке. В результате модернизации повысилась эффективность амортизаторов и улучшилось их охлаждение, потому что они переместились в зону обдува. При модернизации LADA 4х4 была поставлена задача – снизить вибрации от трансмиссии. Изначально был заложен вариант использования валов с шарнирами равных угловых скоростей. Эти ШРУСы являются запатентованной вазовской разработкой. Их конструкция рассчитана таким образом, что они равномерно передают крутящий момент высокоскоростного вала при больших углах отклонения – до 17 градусов. Еще одно преимущество по сравнению с карданными валами – достигается существенное снижение усилия продольного перемещения. Дело в том, что в шлицах вала с карданным шарниром при перемещении моста возникает огромное продольное усилие – до двух тонн. Применение ШРУСов вместо карданов помогает снизить это усилие до нескольких килограммов. Благодаря этому уменьшается износ узлов трансмиссии. Кроме того, ШРУСы снижают мехпотери на значительную величину – до 3 лошадиных сил. Однако производство оригинальных шарниров пока еще не налажено и их внедрение отложили на следующий этап модернизации – конец 2009 года. На первом же этапе было принято решение ужесточить требования к балансировке и качеству изготовления старых карданных валов. Кстати, новые валы со ШРУСами и прежние валы взаимозаменяемые. Еще одна из главных изюминок обновленной LADA 4х4 – сведенные под острым углом штанги задней подвески. Это дало ощутимое улучшение устойчивости-управляемости автомобиля. Дело в том, что параллельно расположенные штанги образовывали параллелограмм, который не оказывал сопротивления при боковых нагрузках. А сведенные под углом штанги уже дали трапецию, а это жесткая фигура, которая сопротивляется перемещениям. Тесты, проведенные на полигоне в Дмитрове, показали, что по стандартным испытаниям на устойчивость-управляемость (переставка и вход в круг), маневры осуществляются на скоростях обычного легкового автомобиля. Также уменьшается влияние штанги Панара, когда при входе в поворот задок автомобиля переставляется на неровностях. На модернизированной LADA 4х4 эта знаменитая особенность ушла, поскольку часть боковой нагрузки взяли на себя штанги подвески. Пересев на обновленную LADA 4х4, потребитель сразу почувствует, насколько после модернизации изменился характер машины. Но все же, помимо переработки механической части, необходимо было и изменение дизайна автомобиля. Поэтому мы применили оригинальные обивки интерьера: дверей, боковины и багажника. Для нового внедорожника эти детали изготавливаются из полипропилена методом литья – как на современных моделях LADA. В обивках предусмотрены мягкие вставки. Для удобства автолюбителей мы также изменили схему раскладки заднего сиденья. В обновленной LADA 4х4 применен принцип трансформации салона, как на семействе LADA SAMARA: отдельно откидывается вперед подушка сиденья, а затем – спинка. Усилия при раскладывании снижены. При модернизации внедорожника перед вазовскими конструкторами стояла задача – провести работу так, чтобы не потребовалось пересертификации автомобиля. Поэтому мы отказались от таких кардинальных нововведений, как внедрение полностью обновленной панели приборов. Но зато потребитель наверняка положительно оценит новую комбинацию приборов, в которой появились новые для LADA 4х4 функции – часы, вольтметр и указатель температуры наружного воздуха. Аналогичная электронная комбинация применяется на ВАЗ-2115. Экстерьер внедорожника, помимо новых наружных зеркал, получил еще одну свежую деталь – оригинальные пластмассовые передние подфарники увеличенной размерности. Они уместились в стандартный проем, так что изменения кузовных деталей не потребовалось. Таким образом, из состава автомобиля ушла еще одна архаичная деталь от ВАЗ-2103. Практически все новые узлы LADA 4х4 предусмотрены для применения и на мелкосерийных версиях внедорожника – начиная от длиннобазовой пятидверной версии и заканчивая моделями, которые выпускают предприятия-партнеры АВТОВАЗа. Некоторые детали – рычаги с увеличенными сайлент-блоками, распорная втулка в ступице, новый сапун раздаточной коробки, модернизированные сальники и сдвоенные подшипники «раздатки» - переходят и на «Шевроле Ниву». Новые ШРУСы также одобрены и рекомендованы для установки на этот автомобиль. Более трех десятков лет назад автомобиль «Нива» создавался как целый клубок компромиссов, поскольку у проектировщиков было много ограничений. Гениальность Петра Михайловича Прусова и его команды в том, что они смогли найти такой баланс качеств, который позволил автомобилю иметь свои особенные черты и существовать столь долго. Но этот баланс оказался настолько чувствительным, что было трудно изменить один узел, оставив другие прежними… Тем не менее вазовским инженерам удалось в очередной раз сделать то, что их западным коллегам показалось бы невозможным. Зато внедорожник, получив новые качества, вновь способен занять свою нишу автомобиля, уникального по соотношению цены, надежности и проходимости.

Ответов - 2

Шико: Не секрет, что любители «Нивы» уже давно ожидают выхода обновленной версии этого легендарного авто, и вот в 2008г. «АвтоВАЗ» занялся разработкой модернизированной версии трехдверной модели. Знаменитая на весь мир модель «АвтоВАЗа» Lada 4х4 Нива отметила в 2007г. свой 30-летний юбилей. История этого внедорожного авто — тема для отдельного разговора, статус «Нивы» — факт, давно признанный многими российскими и зарубежными автовладельцами. До наших дней трёхдверная модель этого самого знаменитого российского внедорожника дожила, пройдя одно существенное обновление, которое произошло еще в 1993 году. Тогда появилась модификация ВАЗ 21213 с двигателем 1.7 литра и пятиступенчатой КПП, новой панелью приборов и новым оформлением задней части кузова. Несколько лет тому назад, в 2006 г. производитель внес некоторые изменения в технические составляющие модели Lada 4х4, а именно оптимизировал геометрию топливных трубок автомобиля, изменил длину трассы прокладки трубки смывателя, немного расширил список оснащения модели. Первый опытный образец обновленного автомобиля Lada 4x4 M на Волжском автозаводе собрали 28 марта прошлого года. Уже в апреле появились несколько испытательных образцов обновленной машины, на которых тестировались все появившиеся в ходе рестайлинга изменения в технической части модели. Причем испытывали модель не только на тестовых трассах. Обновленной трехдверной «Ниве», которая получила название Lada 4х4 «М» (литера «М» подразумевает «модернизированная»), удалось весьма успешно выступить на триале, который был организован летом 2008г. в немецком Лаухамере. По результатам соревнований, которые проводились здесь в рамках 10-го международного слета любителей модели Lada 4х4, «Нива М», оснащенная, правда, серийным, уже известным 1,7-литровым двигателем завоевала два кубка. Так что же изменилось в ходе рестайлинга в старой, доброй «Ниве»? В прошлом году, когда на «АвтоВАЗе» была собрана первая испытательная партия обновленного автомобиля, о новой «Ниве М» начали говорить и в Интернете, сообщалось, что первую партию модернизированной Lada 4х4 соберут уже в конце 2008г., а до этого новую модель представят на Московском автосалоне. Увы, ММАС 2008 прошел без участия рестайлинговой «Нивы», а насчет точных сроков начала продаж новостей от автопроизводителя пока нет. И все же если припомнить обещания провести глубокий рестайлинг народного российского внедорожника, нельзя не отметить, что задумка-то в целом позитивная. Главное, чтобы серийное исполнение не подвело, хотя бы не испортило то, что автовладельцы так ценят в трехдверной «Ниве» вот уже на протяжении 30 лет. Как, утверждает сам производитель, основные изменения Lada 4х4 относятся к области ее технического оснащения. Небольшому рестайлингу был также подвергнут и дизайн автомобиля: экстерьер украсили новые подфарники и наружные зеркала, а в салоне установили сидения с новой обивкой, освежили комбинацию приборов на передней панели, установили крепление для детского автомобильного кресла. И все же главное изменение, которое осуществили инженеры «АвтоВАЗа», кроется именно в механике автомобиля. Как утверждает начальник производства Lada 4х4 Владимир Иванов, модернизация затронула, прежде всего, ходовую часть обновленного авто. На моделях трехдверной «Нивы» вместо крестовин появился ранее испытанный на переднеприводных «Ладах» шарнир равных угловых скоростей. Улучшенные ШРУСы, как уверяет автопроизводитель, помогут избавиться модернизированной «Ниве» от ее давней проблемы: высокой зашумленности салона. А вот на уровне двигательного оснащения никаких изменений не произошло, и мотор у Lada 4х4 М остался прежний: бензиновый 1,7–литровый силовой агрегат. Однако у самого мотора появился более эффективный водяной насос, а также прокладки навесных элементов и более герметичная крышка ГРМ. Кроме этого, производитель планирует выпускать обновленную Lada 4х4 М с эффективной трансмиссией — здесь новшества, правда ограничиваются новыми амортизаторами, а вот передняя подвеска у модернизированного авто будет такой же, как и у модели Chevy Niva. Плюс к этому Lada 4х4 М получит и усовершенствованную тормозную систему с вакуумным усилителем и главным тормозным цилиндром, увеличенным в размерах. Переработке подвергалась раздаточная коробка трехдверной «Нивы», у модернизированного авто картонные прокладки раздатки заменены на герметик-прокладки, тут же были использованы и новые сдвоенные подшипники, а также сальники нового типа. Все это должно сделать работу раздаточной коробки более надежной и долговечной, а также снизить шумы и вибрации, которые обычно возникали в ходе ее функционирования. Главная цель проведенного рестайлинга — сделать трехдверную «Ниву» конкурентной моделью российского автопрома, увеличить ее покупательскую привлекательность. Тем более, что внедорожные модели пользуются достаточно высоким спросом на российском рынке, а преимущества трехдверной «Нивы», как одной из самых удачных, прочных и эффективных моделей «АвтоВАЗа», вполне устраивают многих отечественных покупателей, которые выбирают авто для выездов за город. По всей вероятности производство модернизированной Lada 4х4 начнется уже в первом квартале 2009 г. Ранее в прессе звучала информация о том, что производство обновленного внедорожника достигнет в наступившем году 1,000 единиц авто. Кроме того, уже со второй половины текущего года Lada 4х4 М заменит на заводском конвейере модель Lada 4х4 сегодняшнего образца. Информации о ценах пока нет, однако, можно предполагать, что стоимость обновленной «Нивы» в базовой комплектации не превысит 380,000 рублей. Мнение «АвтоНавигатора»: В нынешние времена спрос на бюджетные автомобили снова будет расти, и обновление внедорожного «ветерана» заодно поможет ему продержаться в производстве еще несколько лет. Имижд неприхотливого авто для нетребовательного по части комфорта и динамики хозяина всё ещё актуален. Прямых конкурентов у старой «Нивы» нет, Chevy Niva и УАЗ Патриот имеют пятидверные кузова и стоят дороже. Китайские внедорожники и пикапы относятся уже к «другой опере» и значительно дороже.

Шико: Кстати, о цене новой «Лада Нива 4х4 М». Так стоимость нового ВАЗ 2121 (3-дверной Лада Нива 4×4) - от 256 тыс. рублей. А обновленный ВАЗ 2131 (5-дверная Лада Нива 4х4) можно купить по цене от - 291 тыс. рублей.



полная версия страницы