Форум » Полезная литература » Литература по металлопластике. » Ответить

Литература по металлопластике.

валерий к: 1. А.К.Станюкович, И.Н.Осипов, Н.М.Соловьев "Тысячелетие креста" - прекрасная книга о нательных крестах. Приобрести можно в фирме "Родонит". 2. "Честный и животворящий". Киев 2003г. Подробно рассказывает о истории, видах и символике православных крестов. К сожалению, много опечаток. Продается в церковных лавках. 3.С.В.Гнутова, Е.Я.Зотова."Кресты, иконы, складни". Москва 2000г. Прекрасно изданный альбом, но довольно дорогой и найти его сейчас можно наверное только в интернет-магазинах . 4."Ставрографический сборник" в 3 т. Металлопластике посвящено несколько статей. Первый том вышел в 2001г. Искать лучше у интернет-букинистов. 5.А.В.Рындина "Древнерусская мелкая пластика". Москва 1978г. В основном рассматриваются средневековые образки.

Ответов - 12

валерий к: Всем любителям металлопластики и православного искусства вообще хочу порекомендовать очень интересную книгу. Н.П.Кондаков "Иконография Богоматери". Книга написана в начале 20в. профессором истории Петербургского университета церковным археологом Кондаковым. Первое издание в 1915г., недавно книга была переиздана "Паломником". В книге собран огромный материал (помимо икон, мозаик и т.д.) по византийским крестам, образкам, а так же по печатям и монетам с иконографическими изображениями. Кондакову удалось собрать крупнейшую коллекцию изображений Богоматери, созданных в разных странах, в разные века. Эта работа вдвойне интересна тем, что многие из предметов можно увидеть только в этой книге - оригиналы погибли во время погрома и уничтожения церквей, усадеб, частных коллекций сатанинскими бандами коммунистов после октябрьского мятежа. Сам автор книги чудом спасся, в 1920г. ему удалось бежать в Болгарию. Кстати, в Софии его именем названа улица. Книга, правда не дешевая - все три тома в интерент-магазине стоят 50 евро.

валерий к: В интернете, на дисках, можно приобрести две интересные работы по ставрографии. 1. "Древности русские. Кресты и образки", из собрания Ханенко. Киев. 1899г. 2. Нечитайло "Нательные кресты".

валерий к: ЗАГАДКА 1864 ГОДА Лет пять назад попал ко мне в руки один с виду ничем не примечательный нательный крестик. Крестик - как крестик – маленький, тонкий. «Штампованный» - как называют такие. Подобные кресты со второй половины XIX в. сотнями тысяч выпускались по всей России. Привез этот крестик с Дальнего Востока человек, никак не связанный ни с металлодетекцией, ни с коллекционированием Православной металлопластики. Приятель мой работал в издательстве, занимающемся выпуском христианской литературы и по каким-то своим служебным надобностям посещал церковные лавки при храмах… При ремонте одной из церквей, в траншее были найдены десятка полтора совершенно одинаковых нательных крестиков. Один из них я и держал в руках. Как выяснилось, моего знакомого удивила обратная сторона креста – на оконечностях креста в круглых «медальонах» можно было увидеть шестиконечную звезду (вверху) и дату «1864» (слева и справа). Настоятель церкви, где нашли кресты, объяснил их происхождение просто – вроде бы в 1864 году православные миссионеры крестили какие-то местные племена. И специально для новообращенных «тунгусов» и были изготовлены нательные крестики «с датой». Так сказать, на память… Объяснение меня вполне устроило. Тем более, что раньше я подобных крестов никогда не встречал – да и где (как я подумал) их можно найти, если они «имели хождение» за многие тысячи верст от Москвы? Но через пару лет на одном из интернет-сайтов я увидел крест с той же датой, но только найден он был в районе Угры. Затем последовали схожие кресты из Владимирской, Рязанской и Московской областей, с Урала и т.д. Позднее появилась информация, что в Мордовии, в районе населенного пункта Старые Турдаки на приусадебном участке найден крест с той же датой. Кроме года, на обороте креста были изображены Святые Кирилл и Мефодий. Версия «о крещении тунгусов» теперь явно не выдерживала критики – «датированные» кресты встречались по всей России. Все они (по крайней мере те, что довелось увидеть автору статьи) были «самые простые» - очень тонкие, «штампованные», с низким рельефом рисунка. Но при этом, кресты были разных размеров (в среднем 30-40 мм в высоту, лишь один – 50мм), разных форм и с изображениями разных Святых. Т.е. явно, что подобные нательные кресты изготавливались разными мастерскими и, видимо, в разных районах страны. Но что же такого случилось в 1864 году, что по всей необъятной Российской Империи был налажен выпуск «датированных» крестов? Что же это было за событие, в честь которого носили нательные кресты жители городов и деревень от Смоленска до Владивостока? Ведь, не выпускались массово нательные кресты с указанием года победы над Наполеоном? А куда уж, как знатная для всей России дата… Не делали нательных крестов и с датами восшествия на престол новых Императоров. Попробуем разобраться… В 1864 году закончилась длившаяся почти полвека Кавказская война (1817-1864гг.). Потери в этой войне, как среди военнослужащих, так и среди мирного населения, были очень большие. Русской армии пришлось участвовать в сотнях боев и сражений, штурмовать десятки укрепленных населенных пунктов. И не раз за время войны в память о героизме русских солдат чеканились награды. Такие, например, как медали «За покорение Чечни и Дагестана», «За взятие штурмом Ахульго», «За покорение западного Кавказа», «Кавказ 1837 год». Но самой известной наградой является, конечно, крест «За службу на Кавказе 1864». Он был учрежден указом Императора Александра II от 12 июля 1864 года, в ознаменование окончания Кавказской войны. Кресты были выпущены нескольких видов – золотые, серебряные и бронзовые. Получали эту награду все чины Русской армии, участвовавшие в военных действиях с 1859 по 1864гг., а так же чиновники, врачи и священнослужители, «побывавшие» в сражениях. Так может быть и нательные кресты с датой «1864 год» имеют отношение к окончанию многолетней и кровопролитной войны? Может быть, их носили участники боевых действий? Или просто любой обыватель мог, купив такой крестик в церковной лавочке, «приобщиться» к победе? Но других примеров изготовления нательных крестов в память окончания войн в России нет. Как уже говорилось выше, не делали их в честь победы в войне с Наполеоном. Но именно эта война впервые была названа Отечественной! Нет крестов и с датой «1878». А ведь в этом году закончилась заключением Сан-Стефанского договора Балканская война, принесшая свободу единоверному болгарскому народу. Победа эта праздновалась в России широко, но нательных крестов изготовлено не было… Так чем же еще знаменит 1864 год? В мае этого года был издан указ Его Императорского Величества Императора Александра II, которым утверждались «Основные положения для учреждения Православных Церковных Братств». По Высочайшему Указу Православными Церковными Братствами считались общества, состоящие из «православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности, для распространения и утверждения духовного просвещения». Разумеется, ПЦБ появились за сотни лет до этого Указа. Первые Братства возникли на Западнорусских землях еще в XV в. (Луцкое, Львовское, Виленское). Но большинство их было организовано после Люблинской унии 1569г., когда католики во главе с иезуитами начали на русских землях, захваченных Польшей, принудительное «окатоличивание» православного населения, когда прокатились волны погромов Православных храмов и монастырей. Братства создавались для отпора униатам и католикам. Члены Братств оказывали помощь друг другу, организовывали православные школы, строили на свои средства церкви, создавали типографии для выпуска церковной литературы и т.д. В Братства входили представители всех слоев общества - от крестьян до митрополитов. Членами ПЦБ были, например, гетман Сагайдачный и Валашские князья. Именно благодаря давлению Львовского Братства польский король Сигизмунд-Август в 1572 г. уравнял православных львовян в правах с католиками. В 1863 году в Польше начался мятеж. Кроме антироссийских лозунгов зазвучали и антиправославные. Ведь католическое духовенство играло в руководстве мятежников не последнюю роль. И снова начали создаваться Православные Братства. Именно тогда и был издан Указ, регламентировавший их деятельность. ПЦБ создавались по всей территории России, и к концу XIX века их было уже около 160. Возможно, датированные кресты носили в память об императорском Указе члены Православных Церковных Братств? Или их выпускали мастерские, организованные ПЦБ? С 1864 годом связано и еще одно знаменательное событие – именно в этом году исполнилась тысяча лет с момента, когда болгарский царь Борис (в крещении Михаил) направил византийскому императору просьбу прислать в Болгарию священников. Вскоре в страну прибыли святитель Мефодий и его брат Кирилл (Константин), которые и крестили царя. Два славянских православных народа – русский и болгарский всегда были близки (лишь в начале двадцатого века ситуация изменилась). Многие тысячи жизней русских солдат были отданы за освобождение Болгарии от османского ига. Многие болгары сражались за Россию в рядах русской армии. Так, генерал Радко-Дмитриев, командовавший болгарской армией в первую Балканскую войну, в 1914 году, узнав о начале Мировой войны, поступил на русскую службу. Провоевал всю войну. Командовал в Русской Императорской Армии крупными соединениями и был убит большевиками в 1918 году. Не раз утверждалось, что Русь вообще приняла крещение «от болгар» (Охридская архиепископия) - это подчеркивало независимость Русской Православной Церкви от Константинополя. Во всяком случае, часть русских воинов из армии князя Святослава предположительно приняла православие еще во время похода в Болгарию. Христианином был даже брат Святослава - Глеб (Улеб), убитый в 971 г. Да и в целом Болгария сыграла огромную роль в распространении христианства на Руси. К концу X в. с момента крещения Болгарии прошло уже более ста лет. Естественно, там имелась богатая библиотека христианской литературы, переведенной на славянские языки, были и творения местных авторов: Иоанна Экзарха, Константина Преславского и других. Перед принятием крещения князем Владимиром на Руси существовала большая болгарская община, и именно болгарские миссионеры были первыми проповедниками христианства в Киевской Руси. Им, благодаря понятному безо всякого переводчика языку, и переведенным на славянский богослужебным книгам, значительно легче было нести на Русь Слово Божие. Так возможно, кресты эти были изготовлены в честь тысячелетия Крещения братской Болгарии, которая, на тот момент еще ждала освобождения? Возможно. В пользу этого говорит и изображение Святых Кирилла и Мефодия на одном из «датированных» крестов… С какими еще событиями могут быть связаны Святые Кирилл и Мефодий? Тысячелетие славянской письменности? Его праздновали на год раньше - в 1863 г. Не подходит. Крещение Святым Константином (Кириллом) двухсот семейств в южнорусских степях? Тоже не подходит. Оно относится, примерно, к 860 г. В этой статье я рассмотрел лишь несколько версий. Вполне может быть, что объяснение этой даты на нательных крестах совсем другое, и когда-нибудь оно будет найдено в полузабытых архивных бумагах…


Дима: так в чём же загадка 1864 года? Дайте ответ для Нанайского района Хабаровского корая.

валерий к: Все просто - "ПЦБ". А кресты с этой датой так часто встречаются на "окраинах" среди всяческих тунгусов именно потому, что большинство миссионеров были из Православных Братств.

Дима: мЕНЯИНТЕРЕСУЕТ ДАТА 1864 ТАК КАК ЭТО СВЯЗАНО С ИСТОРИЕЙ МОЕГО ПОСЁЛКА. хОЧУ НАЙТИ СВЯЗЬ МЕЖДУ ДАТОЙ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЧАСОВНИ В СЕЛЕ иННОКЕНТИЕМ ИЛИ ДРУГИМ..

валерий к: 1. Предложения в Русском языке начинаются с прописной буквы, а не наоборот. 2. Смысла во фразе "мЕНЯИНТЕРЕСУЕТ ДАТА 1864 ТАК КАК ЭТО СВЯЗАНО С ИСТОРИЕЙ МОЕГО ПОСЁЛКА. хОЧУ НАЙТИ СВЯЗЬ МЕЖДУ ДАТОЙ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЧАСОВНИ В СЕЛЕ иННОКЕНТИЕМ ИЛИ ДРУГИМ".. 3. Какое село? 4. Какой Иннокентий? 5. Какая часовня? 6. Эта тема по ЛИТЕРАТУРЕ, а не по Вашему селу. Уверен, есть в Нанайском районе свои форумы, где и можно выяснить подробности местной истории. Ежели б серьезно интересовало - в местный архив, в архив Вашей Епархии и т.д.

Дима: Ежели б серъёзно, то в районе нет епархии, нет церквей и часовен, архив весь на ушах, музейный тоже. Форум, посмеялись, я единственный на всём Приамурье, кто волнуется за историю этой местности, где живу. Ответов нет. Если бы я прочитал Вашу книгу, то возможно бы нашёл ключ к разгадке. История тем и интересна, что есть моменты, которые по чьей либо воле стираются с памяти народа. Прочитал тысячи документов по истории Приамурья XIX века, а история Нанайского района отсутствует (правда не читал по китайски, а они то ищут в свою пользу). Если вы настоящий патриот, а не бюрократ, ищущий грязи в чистых складках белья (без обид, просто таковы достали), то поможете. Неужели Вы думаете, что депутат района не обращался к отцам церкви? А им это надо? Видели на каких машинах они объезжают свой приход под эскортом ГИБДД. К сожалению тех, кто радел за веру, а не за зароботок под куполами очень мало, иначе бы они давно дали бы ответ. Но крестик они просили, в музей, для дела. А дело то у меня, а у других работа. Лично не знаком, но форум для помощи, а не хаяния. Если в венах кипит небо Славян, которые не для того завоёвывали земли, чтобы их отдавать соседям, то поймёшь.

валерий к: Откровенный бред и НИ ОДНОГО КОНКРЕТНОГО ВОПРОСА. Какая "загадка"? О чем вообще последний пост? Какие "бюрократы и склдаки белья"? Мложет к доктору обратиться? Банить пока не буду - хотя уже скучно... И опять же: 3. Какое село? 4. Какой Иннокентий? 5. Какая часовня? Нет ответа. И главное - нифига дата "1864" не связана ни с одним селом не в одной стране. Это дата Указа о "ПЦБ". Усё Да и вообще - думаю бред все это - то "СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЧАСОВНИ В СЕЛЕ", то " в районе нет епархии, нет церквей и часовен" Какая, нафих, Епархия "в районе"? Вспоминаю шутку про белочку, которая "не только пушной зверек"... Ежели б все Ваши посты не были откровенным бредом, али глупой чей то шуткой - то написали бы, что конкретно хотите знать в личку. А так - белочка опять же...

dezur: Приветствую всех! Заинтересовала статья о крестике с датой. В прошедшем сезоне я тоже нашёл подобный. Крестик найден на одном из постоялых дворов в Орловской губернии. За сезон было найдено большое количество нательных крестиков, среди которых были и погнутые. И вот недавно решил распрямить один, с помощью нагревания. Когда крестик был выпрямлен, я с удивлением увидел на его обратной стороне дату по бокам - 1864, а в верхней части звезду Давида. Удивило и то, и другое. Что за дата? (об этом прозвучало несколько версий). Не менее непонятно, почему на православном крестике изображена звезда Давида? Об этом в статье, почему-то, не прозвучало никаких версий. Вот фото крестика

валерий к: 1. По поводу даты все ясно описано - ПЦБ (см. пост выше). Более полный вариант статьи - см. в книге "Нательные иконки-образки XIX в.". Ежели вы из Москвы - могу в одну из пятниц привезти книжицу в клуб на Арбат. По такому фото судить сложно. Но Ваш крест относится к самому распространенному типу датированных крестов - каплевидное завершение нижнего луча. По сторонам от Распятия должны быть (обычно) преподобные Антоний и Феодосий Печерские. 2. Гексаграмма никогда не являлась именно иудейским символом. По этому поводу Вам было отвечено там, где Вы изначально и спрашивали - на "ревью"... Гексаграмма (греч. hex – шесть; gramma – черта, линия) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) - условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху». Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма. священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Какое значение для православия несет шестиконечная звезда? Что она символизирует? В символике христианства шестиконечная звезда именовалась одно время Вифлеемской Звездой, т.е. звездой, под которой родился наш Бог и Спаситель Иисус Христос. Видимо поэтому ее ранее использовали как украшение не только храмов, но и священнических одежд. В частности, на сохранившихся одеждах Святого Праведного Иоанна Кронштадтского такие звезды есть. Однако все это было до того, как шестиконечная звезда стала официальным символом государства Израиль, государства, где в основной массе жители исповедуют иудейскую религию, к сожалению, враждебную христианству. Вероятно, по этой причине Звезда Давида редко, сегодня почти никогда, используется в христианском контексте. иерей Сергий Веремеев руководитель пресс-службы, штатный клирик Знаменского кафедрального собора г. Кемерово.

Шико: книги по образкам: есть в разделе продаж...



полная версия страницы