Форум » Русская армия » ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. » Ответить

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

валерий к: РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. В советской литературе много писали, что Россия «под властью гнилого царизма» была абсолютно не готова к войне. Это, мягко говоря, не совсем так. После русско-японской войны Военное министерство выделяло большие средства на разработку новых видов вооружения, на подготовку войск и создание военных запасов. Правда в России, как и в некоторых других, странах считали, что война будет маневренная и быстротечная. Поэтому приоритет был в разработке вооружений, пригодных именно для маневренной войны. Были созданы различные виды бронеавтомобилей, бронепоездов, создавались авиационные силы. В артиллерии были разработаны несколько видов скорострельных, горных и штурмовых орудий. Но это привело к тому, что в пехотных дивизиях было очень мало крупнокалиберной артиллерии, и германская армия имело здесь огромное превосходство. Практически не было артиллерии особо крупного калибра. Так в России имелась лишь одна железнодорожная батарея 254мм.осадных пушек, не был принят ни один из многочисленных проектов танков Много писали у нас о том что русская армия воевала практически «голыми руками». И это не правда. За пять первых месяцев 1915г. было израсходовано всего 4 миллиона 76мм., снарядов, с заводов армия получила 10 млн., еще 1.5 млн. поставили союзники и 4 с половиной миллиона осталось от 1914 года. И это правда – ведь военных запасов хватило на все годы гражданской войны, на полях боев Великой Отечественной постоянно попадаются гильзы с дореволюционной маркировкой (т.е. хватило и на ВОВ), до сих пор на складах длительного хранения лежат наганы и винтовки выпущенные в 1915г. (видел сам). А в воспоминаниях ветеранов говорится о том, что германская артиллерия практически безнаказанно громила наши позиции, и если наша батарея гаубиц получала 50 снарядов – это был праздник, уже в 1915г. в наших войсках не хватало обычных мосинских винтовок. И солдатам выдавали берданки. Почему ? Уже в первые месяцы войны на железных дорогах произошли десятки крушений. Взрывались эшелоны со снарядами, в батареи трехдюймовок поступали снаряды к пушкам Норденфельда. Как пишет историк Яковлев: «Кто-то был заинтересован в том, что бы императорская армия терпела поражения, в то время как тыловые склады были забиты снарядами до предела». Но хватит о плохом. В войну Россия вступила имея 215 боеготовых аэропланов, что для 1914 года количество огромное. Летчики имели прекрасную подготовку. И уже в первые дни войны начали сбивать аппараты противника. В то время, как иностранные летчики разве, что осмеливались вести воздушную разведку. Уже в первые месяцы войны на фронт поступила эскадра аэропланов «Илья Муромец». Эти многомоторные самолеты несли 15-20 пудов бомб и несколько пулеметов, в том числе ручных, для самообороны в случае посадки на вражеской территории. В 1916 году летчикам были выданы первые российские автоматы(!) (см. фото). Эти самолеты громили вражеские штабы и тылы, вели дальнюю разведку, сбили десятки вражеских истребителей. По воспоминаниям очевидцев они наводили на австрийцев такой же ужас как на англичан германские дирижабли. За все годы войны, несмотря на развернувшуюся за «Муромцами» охоту, германцам удалось сбить лишь один аэроплан. 12 сентября 1916г. во время налета на вражеские тылы «Илья Муромец 16» был атакован четырьмя истребителями «Фоккер». Три истребителя наши летчики (по германским данным!) сбили, но в бак нашего самолета попали зажигательные пули и он взорвался. Погибли: командир поручик Макшеев, поручик Рахмин, поручик Гаибов и корнет Карпов. На следующий день германский аэроплан сбросил записку, в которой говорилось, что наши летчики похоронены с отданием воинских почестей и на их могиле установлен православный крест. В продолжение рассказа о русской авиации надо упомянуть и о пресловутых пилотках. Они были введены в русской военной авиации приказом номер 4 Императора Николая Александровича от 3 января 1914г. (см. фото). Впоследствии пилотки широко использовались красными. Запасы их были столь велики, что в РККА дореволюционные пилотки носили еще в середине 20х годов. Закончить этот короткий рассказ о русской авиацией хочется упоминанием о том, что приоритет в создании авианосцев тоже принадлежит России. Уже в 1915-16гг. вошли в строй первые авианосцы, называвшиеся тогда авиаматки. После революции авианосцы в нашей стране не строили много десятков лет.

Ответов - 6

валерий к: ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ. В 1899г. Император Николай Александрович подписал Гаагскую конвенцию о запрещении «удушливых и ядовитых» газов. Как известно, Император всегда очень щепетильно относился к выполнению договоров. Но после, того как германцы в мае 1915г. применили на Восточном фронте отравляющие газы первыми, Главковерхом было приказано разработать русское химическое оружие. В 1915г. было создано два вида ОВ – удушающее (хлорпикрин) и общеядовитое (фосген). Применялось оно двумя способами: баллонным (два вида баллонов по 28 и 12 кг ОВ) и химическими артгранатами калибра 76мм. С осени1916г. в армию ежемесячно поступало 15 тысяч ядовитых и 60 тысяч удушающих снарядов. В конце 1915г. была выпущена пробная партия химических авиабомб, но их применение признано неудачным. После революции красным досталось около 400 тыс. химических снарядов, которые применялись с 1918г. против казачьих станиц, восставших крестьян и (по непроверенным данным) против восставших фортов Кронштадта.

валерий к: РУССКАЯ БРОНЕТЕХНИКА В ПМВ. Обычно знания о бронетехнике ПМВ заканчиваются на бронепоездах и бронеавтомобилях, но это не верно. В 1914-1917гг. в России были разработаны и выпускались практически все виды бронетехники, вплоть до ЗСУ (зенитных самоходных установок), которые впоследствии были выпущены в СССр лишь в разгар ВОВ, и то небольшой партией. Первый бронепоезд был построен уже в августе 1914г. Вооружены первые бронепоезда (во время ПМВ и Гражданской их называли броневики) были отечественными и трофейными австрийскими пулеметами и трехдюймовыми горными пушками образца 1904г. Бронеплощадки оснащались паровым отоплением, тепло и шумоизоляцией, Стены были обшиты 20мм. слоем пробки и 6мм слоем фанеры. На бронепоездах устанавливалась электрическая, рупорная и звонковая связь. О таких комфортных условиях экипажи бронепоездов РККА впоследствии не могли и мечтать. В 1915г. был разработан новый вид рельсовой бронетехники – мотоброневагон. По вооружению он не на много уступал бронепоезд, но был намного меньше по размеру, не выдавал себя издалека дымом, весь экипаж был сосредоточен в одном месте. Первый мотоброневагон «Заамурец» вступил в строй в 1916г. На нем были установлены два двигателя внутреннего сгорания «Фиат» и «Флоренция». Причем в случае поломки он мог передвигаться на одном. «Заамурец» имел низкий силуэт, толщину брони до 16мм., и очень удачный наклон бронеплит. Который обеспечивал большой процент рикошета при попадании. Из вооружения на нем были установлены 57мм. Орудия Норденфельда (из них можно было вести и противоаэропланную стрельбу) и большое количество пулеметов. Вагон был оборудован отоплением, шумо и теплоизоляцией, телефонами, перископами и дальномерами. Конструкция мотоброневагона оказалась настолько удачной, что в РККА их выпуск был начат в 30х. годах и продолжался до начала ВОВ. Причем практически все мотоброневагоны поступали в войска НКВД. Но основную массу бронетехники составляли конечно бронеавтомобили. Первые «боевые машины» были выпущены в России уже 1906-08гг. С началом войны в русскую армию стали поступать бронемашины производства Англии и Франции. Но и здесь союзнички действовали по принципу «на тебе боже, что нам негоже». Английские машины «Остин» пробивались из винтовки Мосина обычной пулей с 200 метров, задний мост не выдерживал веса машины. Французские броневики на фронт вообще не отправляли – они были просто небоеспособны. Вот факты, выписки из писем русского военного атташе в Англии - 36 бронеавтомобилей «Армстронг Уитворт» непригодны к службе, силовые передачи из низкосортных материалов, спицы колес срезаются тормозными болтами и т.д.25 машин «Шеффилд Симплекс» непригодны к отправке на фронт, 30 броневиков «Джаррот» бракованные. Все прибывшие от союзников машины были отправлены на заводы, где их перебронировали, приводили в «божеский вид» и только потом отправляли на фронт. Вскоре Россия вообще отказалась от импортной техники и из-за границы нам поставляли только шасси. Нашими инженерами и офицерами были разработаны различные виды бронеавтомобилей. Штабс-капитан Мгебров разработал на базе «Рено» машину с рациональной системой бронирования. Капитан Поплавко был автором «ударного» бронеавтомобиля – он мог разрушать противопехотные заграждения как танк. Уже в 1914г. бронеавтомобили заслужили уважение в армии. Они поддерживали действия пехоты в наступлении, прикрывали отход наших частей, участвовали в рейдах кавалерии. Вскоре стало ясно, что в помощь легким машинам требуются мощные. Тяжеловооруженные бронеавтомобили с повышенной проходимостью. В результате появилось несколько типов бронеавтомобилей. Генерал Филатов разработал на базе четырех тонного грузовика полноприводной тяжелый пушечный бронеавтомобиль «Гарфорд». На нем была установлена в корме (ведь бронеавтомобили в ПМВ ходили в бой задом наперед, чтобы уберечь от обстрела двигатель) противоштурмовая 76мм. пушка и три пулемета максим. Всего выпущено тридцать машин. На части машин был оборудован второй (задний) пункт управления. Ведь какое требовалось мастерство водителям, чтобы «рулить» в бою только с помощью зеркала. Некрасов разработал тяжелый бронеавтомобиль с 37мм. пушкой, оснащенный хромоникелевой броней. Машины этого типа могли передвигаться как по обычным, так и по железным дорогам (как бронедрезина). Но проходимость колесной техники все же была ограничена и тогда в России были разработаны полугусеничные и гусеничные боевые машины. Наиболее известен бронеавтомобиль Кегресса, в честь которого на западе появился термин «русский тип танка». Эти машины участвовали и в Гражданской и в советско-польской войне 1920г. О качестве машин говорит такой факт – после разгрома армии Тухачевского под Варшавой поляки захватили два «Кегресса» и использовали их до 1930 года. А в РККА последний «Кегресс» списали только в 1933г. Кроме этих машин выпускались и другие тяжелые полугусеничные бронеавтомобили. Но кроме бронеавтомобилей в России выпускалась и другая техника. Так уже в 1914г. были разработаны и запущены в серию ЗСУ (зенитные самоходные установки). Они представляли собой полубронированные противоаэропланные пушки на базе грузовика. Кроме них в 1915-1917гг. в России выпускались несколько типов САУ (самоходных артиллерийских установок) в основном с трехдюймовыми противоштурмовыми пушками. САУ были не только колесные, но и колесно-гусеничные (на базе трактора «Аллис Чалмерс») и даже трехтонные гусеничные на базе трактора «Уайт». По отзывам пехотинцев – самоходная артиллерия показала себя с самой лучшей стороны, особенно гусеничная и полугусеничнвя т.к. могла действовать в любых условиях и при полном отсутствии дорог. Впоследствии серийно САУ в нашей стране стали выпускать только в конце 1941 года. В 1916г. начали выпуск и первого БТР (бронетранспортера для перевозки пехоты в боевых условиях), но к сожалению до революции успели сделать буквально одну-две машины. В СССР БТР стали выпускать только в конце 40х годов. России в ПМВ применяла бронеавтомобили намного активнее других стран и не без успеха, Ведь бронемашины того времени не уступали танкам не в бронировании ни в вооружении, а по скорости заметно превосходили их. При этом полноприводные и полугусеничные машины имели проходимость на хуже чем у танков, а по вооружению превосходили лучший французский танк того времени – «Рено». Всего за время войны в России было выпущено и переоборудовано около 700 бронеавтомобилей (без учета САУ и ЗСУ).

валерий к: Казаков Александр Александрович (1891-1919), величайший из русских летчиков-истребителей Первой Мировой войны, получил 16 боевых наград, в том числе 3 британских - орден "За боевые заслуги", "Военный крест" и крест "За летные боевые заслуги", и французский орден Почетного Легиона. Официально имел 17 побед (не считая большевистского аэроплана, сбитого в Гражданскую войну), однако по его словам, он не знал, сколько сбил самолетов на самом деле, т.к. в это число входят только аэропланы противника упавшие на нашей территории. Был суеверен, всегда летал с иконой св. Николая. В начале войны был кавалерийским офицером, обучился на летчика в конце 1914, первого противника ("Альбатроса"-корректировщика артиллерии) сбил 18 марта 1915 - таранив его якорем на тросе (его собственное изобретение). Однако поскольку Казакову самому пришлось совершить аварийную посадку, впоследствии он перешел к стандартной тактике - заходя снизу в хвост противнику. 20 августа 1915 назначен командиром 19-й эскадрильи Воздушного Корпуса, в 1917 - командиром вновь созданной 1-й истребительной группы, состоявшей из 4 эскадрилий. На хвостах всех самолетов группы были изображены черепа с костями. Группа прекратила существование в конце 1917, в результате подрыва большевиками дисциплины среди солдат. Летом 1918 Казаков и еще 34 русских офицера присоединились к британским частям, высадившимся в Архангельске и Бакерице. 1 августа 1918 Казаков получил звание майора Королевских ВВС и назначен командиром Славяно-Британского эскадрона. Казаков блестяще командовал эскадроном в течение года, но после того как британцы решили вывести свои войска из России, 3 августа 1919 сел в свой самолет, взлетел, резко набрал высоту и спикировал в центр аэродрома. Он умер, не сказав ни слова.


валерий к: Первая мировая война стала последней "джентельменской" войной (несмотря на ужасающие потери, ядовитые газы и танки). Во время нее еще сохранялись понятия воинской чести, соблюдались права военнопленных и т.д. Так выглядели наши солдаты в германском плену.

валерий к: В 1915г. русско-германский фронт посетил полковник армии САСШ Кормик. Так сказать - по обмену опытом. В своем выступлении, после возвращения с фронта, он сказал: "Да, драться с казаками невозможно, это надо признать. От них надо прятаться недумая".

валерий к: Небольшая фотогалерея РИА в Великой войне (ГАКФД). Зенитный пулемет. Дегазация окопов. Георгиевские кавалеры. Сбитый германский аэроплан. Русская артиллерия.



полная версия страницы